а севере современной Румынии там, где смыкаются отроги Восточных и Южных Карпатских гор, раскинулось обширное холмистое плато, частью покрытое лесами и густыми кустарниками, частью представляющее собой голую степь. С незапамятных времен эту горную труднодоступную страну называли Трансильванией.
Здесь издавна выращивали пшеницу, позднее стали разводить сахарную свеклу и табак. В глубокой древности на территории Трансильвании жили многочисленные и воинственные племена даков. К концу I в. от Р.Х. среди них выдвинулся энергичный военный вождь Децебал. Он сумел объединить под своей властью дотоле разрозненные дакские племена и создать некое подобие государства. С течением времени племенной союз во главе с Децебалом настолько усилился, что стал нападать на пограничные укрепления Римской империи, граница которой проходила в то время южнее Трансильвании по реке Дунай. Более того, не сумев в ходе вспыхнувшей войны нанести Децебалу решительного поражения, император Домициан заключил с даками мирный договор, согласно которому римляне обязались выплачивать им ежегодный денежный "подарок", по сути - дань. Однако в Риме, естественно, не собирались мириться с такими унизительными для чести империи условиями. В 98 году на императорский престол вступил энергичный правитель и талантливый полководец - Траян. Он сразу же начал готовиться к реваншу и в 101г. вторгся в пределы Дакии. Преодолевая фанатичное сопротивление даков, римляне подошли к Апуле - горной крепости, блокировавшей проход в Трансильванию. После жестоких боев крепость пала и путь вглубь Трансильвании, где находилась столица Децебала Сармизегетуза был для легионов Траяна открыт. Однако хитрый Децебал не стал дожидаться пока его накроют в столице как барсука в норе. Он поспешил к римскому императору и заявил, что готов капитулировать и согласен выполнить все условия римлян. В результате в 103 г от Р.Х. был заключен договор, согласно которому даки обязались выдать римлянам всех беглых рабов и дезертиров, срыть свои укрепления, передать победителям все имеющиеся военные машины и часть другого вооружения. Для обеспечения соблюдения условий договора Траян приказал разместить гарнизоны в некоторых городах даков а, главное, построить через Дунай огромный каменный мост, позволявший быстро перебрасывать в Дакию в случае необходимости крупные подкрепления. Это грандиозное сооружение было воздвигнуто очень быстро под руководством выдающегося архитектора того времени Аполлодора из Дамаска.
Принятые Траяном меры предосторожности оказались не напрасны. Коварный Децебал и не думал соблюдать условия подписанного им соглашения. Как только были выведены из Трансильвании римские гарнизоны, он начал усиленно готовится к новой войне, заключать союзы с соседними племенами и даже послал гонца в далекую враждебную Риму Парфию. Но гонец был захвачен римлянами и Траян узнал, таким образом, о предательстве Децебала. Тот, в свою очередь, получив известия о провале своего заговора, решил действовать немедленно. В 105 г. огромная орда даков обрушилась на римские укрепления, защищавшие мост через Дунай. Однако, не смотря на абсолютное численное превосходство и решительность нападавших, гарнизон сумел отразить штурм. В начале следующего года к Дунаю подошла большая римская армия во главе с самим Траяном. Ее удар оказался сокрушительным. Разбив отряды Децебала на Дунае, легионы стремительно ворвались в Трансильванию, и подошли к Сармизегетузе. Практически все население города, как мужчины, так и женщины оказывало сопротивление осаждающим. Поняв, что отстоять город не удастся, многие фанатики покончили жизнь самоубийством. Сам Децебал бежал и попытался укрыться в покрытых густыми лиственными и хвойными лесами мрачных трансильванских горах. Но некоторые его подручные предпочли сотрудничать с победителями и выдали убежище Децебала римлянам. Опасаясь жестокой кары, Децебал не стал дожидаться пока его схватят, и бросился на меч.
Таким образом, со 106 г. от Р.Х. Трансильвания оказывается под властью Римской империи. В честь этого завоевания Траян справил роскошный триумф и воздвиг на римском Форуме колонну высотой в 40 метров, покрытую барельефами, изображающими события войны с даками. Венчала колонну статуя победоносного императора.
Для того чтобы укрепить римское владычество в Трансильвании, Траян основал там множество поселений, так называемых, колонов - представителей беднейших слоев населения империи. Постепенно смешиваясь с остатками дакских племен, поселенцы превратили Трансильванию в процветающую, хотя и окраинную область римского мира, о чем свидетельствуют дошедшие до нас многочисленные остатки памятников той эпохи. Так продолжалось более полутора веков. Однако по мере ослабления Римской империи эта горная страна все чаще и чаще подвергалась опустошительным набегам враждебных Риму племен. В 274 г. Империя окончательно утрачивает власть над Трансильванией и выводит оттуда свои гарнизоны. А вскоре началось "великое переселение народов". Из глубин Азии в Европу двинулись всесокрушающие потоки диких кочевых племен, привлеченных слухами о цветущих городах и неисчислимых богатствах. Потомки траяновых поселенцев вынуждены были скрываться от этих орд в глухих горных ущельях. И только спустя несколько столетий - в XI - XII вв. они вновь появляются на исторической сцене, вначале в горных районах, а, затем, и на равнинах Трансильвании под названием влахов или валахов, что на языке южных славян означало "латиняне". С этого момента восточную часть Трансильвании иногда называли Валахией. Сами же эти народы позднее стали именовать себя румынами - римлянами.
На протяжении всех средних веков Трансильвания не раз подвергается нашествиям, как со стороны ближайших соседей, так и воинственных пришельцев из далека таких, как татаро-монголы. С XII в. она оказывается под властью венгерского короля. После нашествия монголов, стремясь пополнить сильно сократившееся населения своей страны, король Бела IV призвал колонистов из Германии. Многие из них, преимущественно выходцы из Саксонии, селятся в Трансильвании, причем, сохраняют политическую автономию, сами выбирают себе судей и даже дают стране германское название - Зибенбюрген (Семигорье). В начале XVI века Венгерское королевство подверглось сокрушительному турецкому нашествию. И с 1541г. Венгрия, а вместе с ней и Трансильвания становятся вассалами султана. Однако длится это не очень долго. После неудачного похода на Вену и разгрома при Лепанто турки вынуждены отказаться от своих притязаний. В 1698 г. Трансильвания оказывается под властью Габсбургов и остается в составе Австро-Венгрии вплоть до окончания Первой мировой войны. В 1920 г. согласно Трианонскому мирному договору она признается частью государства Румыния и остается таковой по сей день.
С Трансильванией связано множество народных суеверий, преданий, сказаний. Пожалуй, самые популярные среди них - рассказы о чудовищном вампире - знаменитом графе Дракуле. Этот персонаж приобрел широкую известность в Европе в конце XIX в. благодаря роману английского писателя Брэма Стокера. Чудовище, обитающее при свете дня в гробу и выходящее из него с наступлением ночи, чтобы мучить живых, решило перебраться в Англию, где с ним вступило в борьбу несколько английских джентльменов. Это повествование выдержало десятки изданий, в том числе и у нас в стране и много раз было экранизировано.
Прототипом исчадия ада, описанного Стокером, стал реальный исторический персонаж, обитавший в Трансильвании в XV в. Это был знатный трансильванский землевладелец Влад Цепиш. Строго говоря, он на самом деле никогда не был графом. В действительности его титул звучал "господарь" и соответствовал скорее княжескому достоинству. Ведя - и довольно успешно, беспрерывные войны с турками, венграми, местными феодалами, Цепиш на какое-то время сумел стать фактически хозяином значительной части Трансильвании - никому не подотчетным и не от кого не зависимым. По результатам своего хозяйничанья, он и получил в народе прозвище Дракула, что в переводе с валахского означает "сын дьявола". Первоначально поводом для этого послужила прямо-таки сатанинская жестокость, с которой Влад чинил расправу над захваченными в сражениях пленниками. После ужасных пыток их, обычно, сажали на кол, а очевидцы из местных крестьян, задыхаясь от ужаса, рассказывали, будто господарь собственноручно вырывал сердце и вырезал печень у живых еще людей и тут же пожирал их. Дальше - больше. В подвластных Цепишу селениях стали пропадать дети. Ходили слухи о том, что господарь пристрастился пить человеческую кровь, предпочитая кровь маленьких детей. Затем, стали рассказывать, что Влад Цепиш окончательно продал душу дьяволу, отрекся от Христа и регулярно совершает "черную мессу" с человеческими жертвоприношениями.
По всей видимости, большая часть дошедших до нас преданий о жизни и нравах трансильванского господаря, прозванного Дракулой, соответствует действительности. Очевидно, его реальные преступления легли в основу рассказов о том, что и после смерти "сын дьявола" по ночам являлся среди живых и продолжал творить зло. Между прочим, могила Дракулы сохранилась до наших дней неподалеку от современного Бухареста. В последнее время ходят разговоры о возможном вскрытии могилы учеными с целью изучения останков знаменитого вампира. Благодаря многочисленным экранизациям романа Стокера, образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где, якобы, находилось жилище Влада, сооружен "средневековый" замок. В нем ежегодно проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей "черной мессы" и больше напоминает знаменитый американский "Halloween".
Однако, еще несколько десятилетий назад подобное легкомысленное отношение не только к "самому" Дракуле, но и к вампирам вообще, вызвало бы ужас и негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичнее - как вполне конкретная напасть, нечто вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди на протяжении столетий верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры множество случаев, нередко подтвержденных десятками свидетелей.
Если обобщить эти, в общем-то, похожие истории, вырисовывается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (Между прочим, по всей видимости, именно так обстояло дело с Владом Цепишем). Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Интересно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей. Вампиризм в представлениях жителей Трансильвании действительно напоминает заразную болезнь - укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Интересно, что описаны случаи передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки и представляет собой небольшое пятнышко на коже красного, а иногда синеватого оттенка. Укус, обычно, расположен на шее или в области сердца. Если не принять мер, то пострадавший начинает быстро терять силы и умирает без иных видимых причин через одну-две недели. Меры же для лечения человека, подвергшегося нападению вампира, народная традиция предлагает довольно специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы как в романе Б. Стокера. В Южной Европе главным и самым действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира перемешанная с его кровью. Этим малоаппетитным снадобьем следует натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но для этого его нужно, конечно, сначала обнаружить. Впрочем, это не столь уж трудная задача. Достаточно раскопать все подозрительные могилы. Согласно традиции, тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению. Члены сохраняют гибкость. Глаза, обычно, открыты. У него продолжают расти ногти и волосы, а во рту полно свежей крови.
Самым испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих иных местах, считается осиновый кол, который нужно загнать упырю в сердце. Однако не всегда данная мера оказывается достаточной. Поэтому кол обычно сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у знатоков вопроса считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов. Интересно, что в рассказах о появлении вампиров и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от живых мертвецов. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством и мрачными сатанистическими культами. Вместе с тем, иногда рассказы о вампирах и их жертвах становятся предметом иронии и проявления народного юмора. Так, наряду с многочисленными зловещими преданиями, известен рассказ о трусливом крестьянине, которому случилось поздно вечером возвращаться домой мимо деревенского кладбища. Поравнявшись с крайними могилами, он услышал, как кто-то грызет кость. Крестьянин страшно испугался, решив, что слышит звуки, сопровождающие ужасную трапезу вампира. Вспомнив средства, рекомендованные в таких случаях, наш храбрец решил подобраться поближе и натереться землей с могилы предполагаемого вампира. Осторожно пробираясь на звук по кладбищу, он действительно увидел разрытую яму. Затаив дыхание, крестьянин подошел ближе и увидел собаку, которая грызла кость. Едва он успел облегченно вздохнуть, как собака, решившая, что пришелец хочет отнять кость, бросилась на него и укусила за руку. На сюжет этого народного анекдота А.С. Пушкин написал шутливое стихотворение "Вурдалак". Вот оно:
Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.
Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.
Ваня стал; - шагнуть не может.
Боже! Думает бедняк,
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.
Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем.
Что же? Вместо вурдалака -
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.